Битумовозы

Применение битумов

Битумы — это продукты переработки сырой нефти.

Битумы обладают рядом свойств, которые позволяют их использовать в широком диапазоне хозяйственной деятельности. В частности, абсолютная водонепроницаемость и морозоустойчивость использовались с каменного века для оборудования кровли, вязкость и прилипаемость использовались в строительстве как связующее, горючесть как топливо.

В настоящее время продукт применяется в домостроении, обустройстве кровель, изготовлении асфальтов для дорожного строительства и ремонта, для гидроизоляции трубопроводов, покрытия водохранилищ и прочее. На основе битума изготавливаются полимерные материалы различного назначения: битумные лаки, мастики, пластики, гидроизоляционные покрытия.

Современные технологии дали возможность заменить мазут более дешевым битумом в качестве топлива для тепловых электростанций.

Транспортировка битума

Транспортировка битума битумовозамиБитум может производиться в жидком или твердом состоянии. Твердый битум не обладает текучестью при нормальных температурах окружающей среды, для его перевозки не требуется спецтехника, он легко складируется и не требует специальных помещений для укрытия от воздействия погоды. Однако, такой способ затрудняет и удлиняет технологический процесс работы с материалом. В настоящее время, с появлением современной спецтехники, использование твердого гудрона значительно сократилось.

В жидком виде битум транспортируется морским, железнодорожным и автомобильным транспортом. Во всех случаях, это специально оборудованные высокотехнологичные танки и емкости с системами обогрева и циркуляции груза, с применением оборудования пожаробезопасности и предотвращения загрязнений.

Выбор способа перевозки определяется объемами, расстоянием между пунктами отгрузки и назначения, доступностью конкретного вида транспорта, стоимостью перевозки.

Перевозка битума автотранспортом способ самый дорогой, но, в ряде случаев, наиболее предпочтительный или единственно возможный.

Современный битумовоз — это высокотехнологическое специализированное транспортное средство предназначенное для перевозки тяжелых нефтепродуктов, как битум или мазут представляющее собой сцепку тягача и полуприцепа или прицепа со смонтированной на них цистерной в комплекте с тележкой.

Цистерна представляет собой своеобразный «термос» из двух емкостей: внутренней и внешней. Между емкостями теплоизолятор из минеральной ваты.

Внутренняя цилиндрическая емкость может быть изготовлена из нержавеющей стали или алюминиевого сплава. Внешняя может быть из оцинкованной стали с окраской в темные цвета или, также, из зеркальной нержавеющей стали.

Рабочий объем битумовоза может колебаться в пределах восемнадцати — сорока кубометров.

Габаритные размеры цистерны не превышают требований правил перевозки, в частности: ширина не более двух с половиной метров, длина не более двенадцати метров, высота не более трех и семи десятых метра. Как правило, цистерна снабжена лестницей и верхней рабочей площадкой для доступа к горловине с целью быстроты и удобства заправки.

Для предотвращения перемещения битума внутри рабочей емкости во время движения она снабжена успокоителями, так называемыми, волнорезами. Это устройство препятствует возникновению статического электричества, вызванного трением вяжущего материала о стенки емкости и избежания гидравлических ударов при резких торможениях или маневрах.

Автобитумовозы снабжены системой подогрева груза. Битумовоз с подогревом позволяет поддерживать температуру груза в диапазоне сто восемьдесят — двести тридцать градусов на протяжении всего цикла перевозки. По всей длине емкости располагаются жаровые трубы, прикрепленные к волнорезам. Различными способами может нагнетаться тепло в жаровые трубы, например, разогревом масляного наполнителя маслонагревательной станции с дизельной горелкой.

Битумовозы могут снабжаться смесителями для перемешивания текучей массы внутри цистерны.

Системы слива бетоновоза, как правило, сложностью не отличается, слив производится самотеком. Загрузка автоцистерны процесс более сложный, с использованием битумного насоса, который приводится в действие путем отбора мощности от тягача.

Технические характеристики битумовоза отражает спецификация на конкретную машину. Как правило, она содержит:

  • Тип цистерны (цилиндрическая или овальная),
  • Марка и толщина стали цистерны,
  • Рабочий объем цистерны,
  • Диаметр заливного люка,
  • Тип разгрузочного трубопровода,
  • Наличие боковых трубных хранителей и гибких рукавов,
  • Наличие верхней рабочей площадки и лестницы доступа к ней,
  • Толщина и тип термоизоляционного материала,
  • Наличие смесителей внутри цистерны и схема их работы,
  • Возможность работы в режиме автогудронатора, то есть устройства, автоматического распределения битума на требуемые поверхности.

Современные битумовозы, помимо приборов и датчиков контроля за правильностью работы спецтехники, снабжаются оборудованием контроля сопряженными со спутниковыми системами навигации GPS и ГЛОНАС. Такие приборы позволяют:

  • Отслеживать координаты машины в реальном времени с привязкой к карте,
  • Фиксировать места и время остановок,
  • Отмечать отклонение машины от маршрута;
  • Контролировать пробег машины и работу двигателя, отслеживая моточасы;
  • По частоте оборота двигателя делать выводы о стиле езды водителя;
  • Контролировать температуру охлаждающей жидкости двигателя и давление масла, тем самым предотвращая выход из строя главного агрегата автомобиля;
  • Определять уровень в баке и расход топлива, тем самым, отслеживая все сливы, заправки, правильность работы двигателя, предотвращать хищения горючего;
  • Фиксировать время работы битумовоза в режиме автогудронатора;
  • Контролировать манеру езды водителя по неровностям дороги или внедорожью в целях профилактики сохранности ходовой части автомобиля;
  • Отслеживать резкие маневры, ускорения, торможения битумовоза для анализа характера управления водителя.

Перевозка битума автотранспортом производится в строгом соответствии ДОПОГ. Это европейское соглашение регламентирующее дорожные правила перевозки опасных грузов. Битумовоз должен быть отмаркирован предупредительной табличкой соответствующей третьем классу опасности.