Устройство автобетононасоса

В современном мире ни одна стройка, на которой задействована технология монолитного строительства зданий и сооружений не обходится без специализированной техники. И на первое место по применению для таких объектов выходят автобетононасосы, выгодно отличающиеся от стационарных бетононасосов своей подвижностью, экономичностью, охватом всех труднодоступных мест бетонирования и возможностью автоматизации рабочих процессов. Застройщику больше не нужно тратить время и ресурсы на демонтаж и монтаж бетоновода на новом месте, перемещение распределительных стрел и стационарной установки с сопутствующим инвентарем. Благодаря своему устройству, автобетононасос дает возможность легкого передвижения по всей площади строительной площадки и осуществления подачи бетонной смеси к месту бетонирования в вертикальных и в горизонтальных направлениях на расстоянии от 10 до 65 метров.

Конструкционно автобетононасос состоит из следующих функциональных частей:

  • шасси;
  • приемный бункер;
  • бетононасос с гидравлическим приводом;
  • распределительная стрела с поворотным механизмом;
  • аутригеры (гидравлические опоры, которые монтируются на шасси грузового автомобиля);
  • бетоновод.

Рассмотрим устройство типового автобетононасоса более подробно.

Из приемного бункера рабочий раствор поступает в бетононасос, откуда по бетоноводу доставляется точно к месту бетонирования.

Приемный бункер автобетононасоса

В приемный бункер автобетононасоса производится погрузка бетонной смеси и последующий ее забор цилиндрами бетононасоса. Этот резервуар обладает вместимостью примерно 600 литров, изготавливается из износостойких материалов и оборудован миксером для постоянного перемешивания бетонной смеси. Сверху приемный бункер автобетононасоса закрывается защитной решеткой, на которую дополнительно монтируется вибратор, для профилактики накопления рабочей смеси на решетке и ее просеивания.

Гидравлическая система

От стабильной работы гидравлической системы автобетононасоса зависит эффективность перекачки бетонной смеси. Во время своей работы система распределяет мощность двигателя шасси, на котором установлен автобетононасос, между двумя компонентами. Первый компонент относится к работе поршней гидравлического бетонного насоса, второй — к работе основных гидравлических поршней (аутригеров и гидроцилиндров распределительной стрелы). Происходит это таким образом:
с помощью РТО к гидравлическому насосу подается мощность от двигателя шасси;
посредством гидрораспределителей усилие от гидронасоса попеременно перераспределяется на поршневую систему бетононасоса, на распределительную стрелу и аутригеры.

Гидросистема автобетононасоса отличается многими преимуществами. Например, с ее помощью можно регулировать объем подающейся бетонной смеси, а также эта система обеспечивает низкий уровень вибрации во время процесса перекачки.

Гидравлические опоры (аутригеры)

Для обеспечения маневренности распределительной стрелы и доставке бетона на большие высоты автобетононасосу необходима надежная опора и устойчивость. В качестве такой опоры используются аутригеры. Они представляют из себя выносные продольные и поперечные гидравлические опоры, монтируемые на шасси. Основной вес автобетононасоса переносится на аутригеры, в результате чего обеспечивается необходимая устойчивость автомобиля и отсутствие вибрации во время раздачи бетонной смеси.

Распределительная стрела автобетононасоса

Это высокотехнологичная металлоконструкция автобетононасоса, обеспечивающая наиболее эффективный радиус подачи раствора к месту бетонирования. Современная распределительная стрела состоит из 3–7 складывающихся секций (соединенных шарнирами), достигает высоты 10–65 метров и обеспечивает поворот на 360 градусов (точные параметры зависят от модели автобетононасоса). Стрелы производят из износостойких материалов, в основном из высокопрочной стали (верхние секции могут быть заменены углепластиком для облегчения веса конструкции).

Подъём, складывание и раскладывание секций стрелы по вертикальной оси происходит благодаря работе гидроцилиндров двунаправленного действия, расположенных в полостях секций. Существует три вида механизмов раскладывания распределительных стрел автобетононасосов:

  • R-образный (стандартный вариант: секции складываются по кругу);
  • Z-образный (этот вариант обеспечивает наибольшую маневренность на небольших площадках: секции складываются зигзагообразно);
  • RZ -образный (самый универсальный вариант: секции складываются смешанно — первые по кругу, последняя в обратную сторону).

Стрела монтируется на поворотной колонне, установленной на шасси автобетононасоса. С помощью гидравлического опорно-поворотного устройства колонны создается возможность для вращения распределительной стрелы на 360 градусов.

Процесс управления работой распределительной стрелы можно производить как из кабины водителя автобетононасоса, так и на расстоянии, воспользовавшись пультом дистанционного управления.

Бетоновод автобетононасоса

По всей протяженности распределительной стрелы автобетононасоса с помощью специальных кронштейнов присоединяется бетоновод. Он позволяет транспортировать строительный раствор к месту бетонирования. Бетоновод состоит из прямых секций (трубы с фланцем) и колен, соединенных между собой быстроразъемными конструкциями (замками), при необходимости обеспечивающими быстрый доступ для промывки, ремонта или замены вышедшей из строя секции. Для обеспечения возможности точечной подачи бетонной смеси в конкретную область возводимой конструкции, к концу бетоновода крепится гибкий концевой распределительный рукав длиной 3–7 м с возможностью вращения.

В зависимости от определенных целей заказчика возможна индивидуальная комплектация автобетононасоса (определенная марка шасси, модель распределительной стрелы, материал и характеристики бетоновода и т. д.). Таким образом обеспечивается максимальная эффективность работы спецтехники на строящихся объектах различного типа.