Дизайнерское оформление грузовых автомобилейНастоящее и предыстория В нашей стране, довольно часто, можно встретить легковые автомобили, кузова которых украшены оригинальными яркими рисунками. Помимо эстетического эффекта, оригинальность такого украшения преследует прикладную цель — защиту от угона. Прихотливо окрашенные, или художественно оформленные грузовики — редкость. Но, если приходится встретить — это, в основном, дорожные тягачи.
Так Таким «пустым вложением» занимаются, прежде всего, Американские или Европейские фирмы. Нашим производителям украшательство не свойственно. Например, фирма Scania часто наносит на кабины своих тягачей хищное, стилизованное, изображение орла. Но не повсеместно.
Казалось бы, потребителю услуги «аренда автотранспорта» глубоко безразлично, на какой машине повезут его цемент. И, все же, при прочих равных, человеку свойственно выбирать красивое. Между тем, есть целые регионы, где традиции украшательства транспорта (truck art) развиты очень сильно. Это Пакистан и Индия. Сегодня, украшение автотранспорта, в этих странах, превратилось в отдельное самобытное искусство и привлекает внимание дизайнерских фирм всего мира, как нечто оригинальное и неподражаемое. Жанр становится популярным повсеместно. В странах запада устраиваются выставки такого направления искусства. Все чаще, заказывается оформление транспорта в оригинальных мотивах и традициях для освежения городского визуального пространства. При этом, может копироваться лишь стиль, с привнесением автором изображения собственных художественных приемов, национального колорита или эффектного внедрения рекламы. Пример трамвая на улицах Австралии — дизайнерское и декоративное оформление которых, выполнены в традиции Пакистана.
Малоизвестна предыстория появления в Пакистане и Индии столь
В Традиция ширилась, в состязательности между религиозными группами и стремлениями максимально заполнить, именно своими кумирами, визуальное пространство. Портреты расписывались самыми яркими цветами и украшениями в традициях «эпохи Великих Моголов». В результате, по оформлению грузовиков и автобусов, появилась возможность отличать их хозяев по принадлежности к той или иной этнической или религиозной группе. В дальнейшем портреты усложнились периферийными украшениями, свойственным культурным традициям: яркими цветами, летающими лошадьми, павлинами, живописными пейзажами, элементами национального декора. Религиозные и этнические группы смешались, конфликтность снизилась, а направление искусства сохранилось.
В дальнейшем, к рисункам добавилась каллиграфия. С начала К настоящему времени, традиция, на полуострове Индостан, приобрела всеобщий характер. Густо украшается все, начиная с огромных фур, и велосипедами заканчивая. Манера превносить портреты духовных лидеров или предводителей, всяческого рода, сменилась на мировых знаменитостей или кумиров. Так, теперь, популярны портреты: Че Гевары, Брюса Ли, Беназир Бхутто, выдающихся спортсменов или фотомоделей.
Западная культура украшения грузового автотранспорта имеет мало общего с восточной. Тем не менее, яркое художественное оформление имеет давние традиции. Достаточно вспомнить культовый американский художественный фильм «Лихорадка на белой полосе», где в центре событий стильно раскрашенный дорожный тягач «Голубой мул». К нашему времени, с появлением компьютерной графики, художественное разнообразие украшения грузовой техники перешло на новый качественный уровень. Ведущие производители автотехники соревнуются в красочном оформлении тягачей с целью «оттенить» свой бренд на фоне общего грузопотока. Пример современной раскраски бетоновоза. Однако, наступает переход к художественному оформлению не только тягачей, но прицепов, полуприцепов, спецтехники. Красочно оформленные фуры, цементовозы, миксеры, автобетононасосы украшают грузовой поток, разнообразят жизнь. Дышать, стоя в «пробке» выхлопными газами красавицы Mersedes, приятнее чем газами угрюмого КАМАЗа, согласитесь. Пример современной раскраски бетоновоза одной из американских фирм.
Пока, красочно оформленных грузовых автомобилей немного. Возможно, причина в том, что не сформировалась ниша предложений таких услуг на рынке. Возможно, российский владелец автотехники не видит необходимости сопровождать свой парк авторским дизайном, относя такой каприз к ненужным затратам. Дальше логотипа автомобильной компании на борту, претензии, как правило, не распространяются. Между тем, в соседней Финляндии, уже есть фирмы с профилем дизайнерского оформления грузового транспорта по всей площади как тягача, так и полуприцепа или прицепа. Метод современной аэрографии позволяет исполнять настоящие произведения искусства.
Конечно, это дорогая авторская работа. Но какова гордость владельца такой машины. И каково украшение дороги! К сожалению, наша страна не законодатель моды «арт трака». Но времена меняются. Возможно, и мы научимся удивлять. |
Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 154, лит. А, оф. 323
Электронная почта: info@tkrusspb.ru