Битумовозы и гудронаторы: сходства и отличия

Битум — материал, отличающийся высокой вязкостью, поэтому при несоблюдении условий транспортировки он может потерять свои свойства — перейти в состояние, непригодное для использования. Поэтому для его перевозки применяют специальную технику — битумовозы. И часто их путают с гудронаторами. Но в узких кругах специалистов прекрасно понимают отличия и сходства этих двух классов спецтехники. Рассмотрим их.

Гудронаторы

Гудронатор — спецтехника для перевозки и распределения битума, которая используется для нанесения на дорожное покрытие специальной пленки из вяжущего вещества (битума или битумной эмульсии). С помощью такой техники можно наносить гидроизоляционные слои, выполнять подготовку дороги для укладки асфальтобетона и выполнения иных операций.

Как устроен гудронатор для битума

Конструкционно гудронатор включает такие компоненты:

  • емкость, где хранится вяжущее вещество (контейнер, цистерна);
  • система отопления (подогревательная установка);
  • система распределения вяжущего вещества (распределительно-циркуляционная система);
  • насосная установка.

Контейнер — основа, одно из главных устройств гудронатора. Он теплоизолирован, имеет горловину, датчики уровня и температуры вяжущего вещества, клапан для подключения насосного оборудования и вспомогательные устройства (зависит от устройства гудронатора конкретного типа). Насосный клапан находится внизу гудронатора — с его помощью осуществляется подача битума в распределительно-циркуляционную систему.

Внутри контейнера гудронатора находятся трубы с циркулирующим в них теплоносителем, которые подключены к специальной горелке. Горячий воздух проходит через эти трубы и разогревает вяжущее вещество, постоянно поддерживая оптимальную для него температуру. Продукты сгорания выходят через вытяжную трубу контейнера (находится в верхней части).

Около контейнера расположена распределительно-циркуляционная система и части системы битумной коммуникации:

  • трубы распределения;
  • клапаны;
  • трубопровод;
  • насосное оборудование
  • и т. д.

Как работает гудронатор

Максимально просто принцип работы гудронатора можно описать следующим образом:

  1. Насос выполняет забор битума из контейнера.
  2. Под давлением подает вещество к трубам распределения.
  3. Битум наносится на дорожное покрытие при помощи форсунок.

Система распределения гудронатора обычно объединена с циркуляционной битумной системой. Вместе эти системы обеспечивают постоянное перемешивание вяжущего вещества в контейнере, чтобы оно нагревалось равномерно. Трубы могут складываться по мере выполнения работы и заменяться на трубопровод нужной длины.

Все вышеописанные конструкционные элементы установлены на шасси, а насосный привод работает либо от своего силового агрегата, либо от коробки отбора мощности спецмашины.

Классы гудронаторов

Спецтехника подразделяется на 3 основных класса:

  1. Самоходная (автономный гудронатор).
  2. Полу- или прицепная (прицепной гудронатор).
  3. Съемная.

Автономные гудронаторы монтируются на шасси серийных грузовиков. На прицепные спецмашины устанавливают собственные моторы, которые могут агрегатироваться с различными транспортными средствами. Съемная спецтехника монтируется на платформы самосвалов или бортовых авто.

Также гудронаторы могут отличаться друг от друга по типу емкости, в которой находится вяжущее вещество (цистерна чемоданного, круглого или эллиптического сечения), виду используемой горелки (газовая, жидкостная) и прочим параметрам — все зависит от модели и конкретного производителя гудронатора.


Ключевые параметры гудронаторов

Среди главных технических характеристик гудронаторов:

  • объем емкости для битума;
  • скорость подогрева вяжущего вещества;
  • нормы розлива;
  • ширина розлива;
  • масса;
  • габариты.

К примеру, скорость подогрева вяжущего вещества может варьироваться от 2 до 10 градусов в час, норма розлива — 0.2–5 литров на квадратный метр, а ширина розлива составлять порядка 0.1–500 см. Прицепные гудронаторы обычно имеют емкости объемом от 1 до 3 кубических метров (кубометров), автономные гудронаторы оснащаются цистернами 8–15 кубометров.

Битумовоз

Битумовозы, как и гудронаторы созданы для доставки битума на место проведения работ. Но, битумовозы еще и могут распределять битум по дорожному полотну, а также имеют такие особенности:

  • объем битумовоза — емкости для битума может составлять 15–40 кубометров;
  • емкость для битума обычно имеет круглое или эллиптическое сечение;
  • распределительная рейка — отсутствует;
  • битумовоз с подогревом — заданный температурный режим может сохраняться внутри цистерны при движении на сотни км.

Для длительного подогрева битумовоза может использоваться 3 подогревательных системы:

  1. Генераторная.
  2. Электрическая.
  3. Дизельная (горелка).

Также емкость для битума может иметь 2 (или больше) отсеков с горловинами.

Устройство битумовоза

Конструкционно устройство битумовоза выглядит так:

  • ходовая часть;
  • самонесущая колба с термоизоляционным слоем;
  • датчики температуры и уровня битума;
  • система подогрева вещества (жаровые трубы);
  • система погрузки/разгрузки.

Ходовая битумовоза — база грузового автотягача. Есть масса модификаций таких баз с различными габаритами, методами крепления и монтажа самонесущей колбы (емкости). Все зависит от конкретного грузового автомобиля, на шасси котором выполнен битумовоз.

Самонесущая колба — термос. Она имеет толстый термоизоляционный слой из листовой стали 4–5 мм. Внутри него находится 12-15-сантиметровый утеплитель с армированной сеткой из металла. Именно сетка не позволяет перемещаться вяжущему веществу в битумовозе.

Емкость битумовоза оснащена системой регуляции циркуляции перевозимого вещества, благодаря которой битум не расслаивается даже при транспортировках на довольно длительные расстояния.

По бокам спецмашины монтируются специальные волнорезы торосферической формы и донышки. Сзади расположен разгрузочный клапан для слива вещества из емкости. Нагревание битума осуществляется специальным устройством с жаровыми трубами, насосным оборудованием и горелкой, как и в гудронаторах.

Согласно технологическим спецификациям и нормативным актам загружать жидкий битум можно при поддержании температуры 230 градусов. В процессе транспортировки эта температура сохраняется, а ее контроль обеспечивают специальные датчики. Заливка выполняется сверху, слив — самотеком (иногда прибегают к помощи насосного оборудования для ускорения процесса).

Преимущества битумовозов

Очевидно, что, к примеру автономные гудронаторы и битумовозы с подогревом — разные машины. Поэтому если вам необходимо перевезти битум на дальнее расстояние — обязательно выбирайте битумовоз в нашей компании, ведь он:

  • специально предназначен для этой цели;
  • гарантирует максимально жесткую сцепку с автомобильным тягачом;
  • имеет систему предотвращения розлива битума;
  • гарантирует невоспламеняемость вещества;
  • оснащен надежными прочными клапанами;
  • может передвигаться в самых разнообразных климатических условиях.

Просто свяжитесь с менеджером и сообщите ему, сколько жидкого битума нужно перевезти в битумовозе. Он подберет наиболее оптимальный вариант конкретно для вашей ситуации.