Битумовозы и гудронаторы: сходства и отличия
Битум — материал, отличающийся высокой вязкостью, поэтому при несоблюдении условий транспортировки он может потерять свои свойства — перейти в состояние, непригодное для использования. Поэтому для его перевозки применяют специальную технику — битумовозы. И часто их путают с гудронаторами. Но в узких кругах специалистов прекрасно понимают отличия и сходства этих двух классов спецтехники. Рассмотрим их.
Гудронаторы
Гудронатор — спецтехника для перевозки и распределения битума, которая используется для нанесения на дорожное покрытие специальной пленки из вяжущего вещества (битума или битумной эмульсии). С помощью такой техники можно наносить гидроизоляционные слои, выполнять подготовку дороги для укладки асфальтобетона и выполнения иных операций.
Как устроен гудронатор для битума
Конструкционно гудронатор включает такие компоненты:
-
емкость, где хранится вяжущее вещество (контейнер, цистерна);
-
система отопления (подогревательная установка);
-
система распределения вяжущего вещества (распределительно-циркуляционная система);
-
насосная установка.
Контейнер — основа, одно из главных устройств гудронатора. Он теплоизолирован, имеет горловину, датчики уровня и температуры вяжущего вещества, клапан для подключения насосного оборудования и вспомогательные устройства (зависит от устройства гудронатора конкретного типа). Насосный клапан находится внизу гудронатора — с его помощью осуществляется подача битума в распределительно-циркуляционную систему.
Внутри контейнера гудронатора находятся трубы с циркулирующим в них теплоносителем, которые подключены к специальной горелке. Горячий воздух проходит через эти трубы и разогревает вяжущее вещество, постоянно поддерживая оптимальную для него температуру. Продукты сгорания выходят через вытяжную трубу контейнера (находится в верхней части).
Около контейнера расположена распределительно-циркуляционная система и части системы битумной коммуникации:
-
трубы распределения;
-
клапаны;
-
трубопровод;
-
насосное оборудование
-
и т. д.
Как работает гудронатор
Максимально просто принцип работы гудронатора можно описать следующим образом:
-
Насос выполняет забор битума из контейнера.
-
Под давлением подает вещество к трубам распределения.
-
Битум наносится на дорожное покрытие при помощи форсунок.
Система распределения гудронатора обычно объединена с циркуляционной битумной системой. Вместе эти системы обеспечивают постоянное перемешивание вяжущего вещества в контейнере, чтобы оно нагревалось равномерно. Трубы могут складываться по мере выполнения работы и заменяться на трубопровод нужной длины.
Все вышеописанные конструкционные элементы установлены на шасси, а насосный привод работает либо от своего силового агрегата, либо от коробки отбора мощности спецмашины.
Классы гудронаторов
Спецтехника подразделяется на 3 основных класса:
-
Самоходная (автономный гудронатор).
-
Полу- или прицепная (прицепной гудронатор).
-
Съемная.
Автономные гудронаторы монтируются на шасси серийных грузовиков. На прицепные спецмашины устанавливают собственные моторы, которые могут агрегатироваться с различными транспортными средствами. Съемная спецтехника монтируется на платформы самосвалов или бортовых авто.
Также гудронаторы могут отличаться друг от друга по типу емкости, в которой находится вяжущее вещество (цистерна чемоданного, круглого или эллиптического сечения), виду используемой горелки (газовая, жидкостная) и прочим параметрам — все зависит от модели и конкретного производителя гудронатора.
Ключевые параметры гудронаторов
Среди главных технических характеристик гудронаторов:
-
объем емкости для битума;
-
скорость подогрева вяжущего вещества;
-
нормы розлива;
-
ширина розлива;
-
масса;
-
габариты.
К примеру, скорость подогрева вяжущего вещества может варьироваться от 2 до 10 градусов в час, норма розлива — 0.2–5 литров на квадратный метр, а ширина розлива составлять порядка 0.1–500 см. Прицепные гудронаторы обычно имеют емкости объемом от 1 до 3 кубических метров (кубометров), автономные гудронаторы оснащаются цистернами 8–15 кубометров.
Битумовоз
Битумовозы, как и гудронаторы созданы для доставки битума на место проведения работ. Но, битумовозы еще и могут распределять битум по дорожному полотну, а также имеют такие особенности:
-
объем битумовоза — емкости для битума может составлять 15–40 кубометров;
-
емкость для битума обычно имеет круглое или эллиптическое сечение;
-
распределительная рейка — отсутствует;
-
битумовоз с подогревом — заданный температурный режим может сохраняться внутри цистерны при движении на сотни км.
Для длительного подогрева битумовоза может использоваться 3 подогревательных системы:
-
Генераторная.
-
Электрическая.
-
Дизельная (горелка).
Также емкость для битума может иметь 2 (или больше) отсеков с горловинами.
Устройство битумовоза
Конструкционно устройство битумовоза выглядит так:
-
ходовая часть;
-
самонесущая колба с термоизоляционным слоем;
-
датчики температуры и уровня битума;
-
система подогрева вещества (жаровые трубы);
-
система погрузки/разгрузки.
Ходовая битумовоза — база грузового автотягача. Есть масса модификаций таких баз с различными габаритами, методами крепления и монтажа самонесущей колбы (емкости). Все зависит от конкретного грузового автомобиля, на шасси котором выполнен битумовоз.
Самонесущая колба — термос. Она имеет толстый термоизоляционный слой из листовой стали 4–5 мм. Внутри него находится 12-15-сантиметровый утеплитель с армированной сеткой из металла. Именно сетка не позволяет перемещаться вяжущему веществу в битумовозе.
Емкость битумовоза оснащена системой регуляции циркуляции перевозимого вещества, благодаря которой битум не расслаивается даже при транспортировках на довольно длительные расстояния.
По бокам спецмашины монтируются специальные волнорезы торосферической формы и донышки. Сзади расположен разгрузочный клапан для слива вещества из емкости. Нагревание битума осуществляется специальным устройством с жаровыми трубами, насосным оборудованием и горелкой, как и в гудронаторах.
Согласно технологическим спецификациям и нормативным актам загружать жидкий битум можно при поддержании температуры 230 градусов. В процессе транспортировки эта температура сохраняется, а ее контроль обеспечивают специальные датчики. Заливка выполняется сверху, слив — самотеком (иногда прибегают к помощи насосного оборудования для ускорения процесса).
Преимущества битумовозов
Очевидно, что, к примеру автономные гудронаторы и битумовозы с подогревом — разные машины. Поэтому если вам необходимо перевезти битум на дальнее расстояние — обязательно выбирайте битумовоз в нашей компании, ведь он:
-
специально предназначен для этой цели;
-
гарантирует максимально жесткую сцепку с автомобильным тягачом;
-
имеет систему предотвращения розлива битума;
-
гарантирует невоспламеняемость вещества;
-
оснащен надежными прочными клапанами;
-
может передвигаться в самых разнообразных климатических условиях.
Просто свяжитесь с менеджером и сообщите ему, сколько жидкого битума нужно перевезти в битумовозе. Он подберет наиболее оптимальный вариант конкретно для вашей ситуации.