Алюминий или сталь — какую автоцистерну лучше использовать для перевозки

Современные транспортные компании предлагают услуги по перевозке грузов любого типа — от сыпучих пищевых до жидких агрессивных (химических). В процессе используются автоцистерны из металла — алюминия или стали. Чем цистерны из нержавеющей стали отличаются от автоцистерн из алюминия? В чем преимущества того или иного металла? Какую цистерну выбрать для конкретного груза? Разберем ответы на все эти вопросы.

Алюминиевые цистерны

Алюминиевые цистерны-полуприцепы отличаются такими преимуществами:

  • длительный эксплуатационный срок, обусловленный не подверженностью материала коррозии;
  • небольшой вес, благодаря которому значительно уменьшаются расходы на эксплуатацию алюминиевой цистерны;
  • повышенная стойкость лакокрасочного покрытия к неблагоприятным внешним влияниям;
  • улучшение имиджа компании-перевозчика, а также более высокая остаточная стоимость грузоперевозок.

Легкость алюминиевой цистерны — один из ее главных плюсов. Ведь, к примеру, в нашей стране очень много трасс с ограничениями в плане максимального веса транспортного средства. Отсюда выходит еще одно преимущество — цистерна-полуприцеп из алюминия может перевезти за раз больше груза, чем стальная цистерна. 

Стальные цистерны

Стальная цистерна отличается от цистерны из алюминия стоимостью — она дешевле. Но среди главных недостатков решения из стали — низкая ремонтопригодность. Так, при появлении трещин, сварить такую бочку-цементовоз будет труднее, чем алюминиевую. Также, стальная цистерна имеет более короткий срок службы и подвержена коррозии (при условии, что используется обычная сталь, а не «нержавейка»).

Какую цистерну выбрать для транспортировки конкретного груза

Хоть алюминиевые цистерны и выигрывают по многим параметрам у стальных, выбор конкретного материала полуприцепа зависит от типа перевозимого груза. Рассмотрим примеры:

  • Темные нефтепродукты (битум, мазут и т.д.). Согласно европейским стандартам, темные нефтепродукты необходимо перевозить с постоянной поддержкой конкретной температуры — кузов должен подогреваться до 250 градусов. Для этих целей лучше всего подходят алюминиевые цистерны, так как этот материал легко и быстро нагревается и так же оперативно остывает. 
  • Опасные грузы (к примеру, газы бутан или пропан, а также их смеси). Должны транспортироваться под давлением в 16 атмосфер и при постоянном поддержании температуры окружающей среды от -40 до +45 градусов. Чаще всего для перевозки сжиженных газов применяют автоцистерны из нержавеющей стали.
  • Нефтепродукты. Так как нефтепродукты относятся к летучим и пожароопасным веществам, к емкостям для их перевозки предъявляются максимально жесткие требования. В процессе применяются либо цистерны-полуприцепы из алюминия, либо автоцистерны из стали особой марки — 09Г2С толщиной от 4 мм. 
  • Сыпучие грузы (цемент, известь, комбикорм, минеральный порошок и т.п.). Для их перевозки обычно используются стальные цистерны, изготовленные из материала марки AISI 316 (модернизированная версия AISI 304, которая включает в составе молибден, защищающий металл от коррозии). Транспортировка осуществляется навалом
  • Наливные грузы (питьевые жидкости, химикаты, спирты и другие текучие вещества). В эту категорию входят алкогольные и другие питьевые продукты, различные соки, спирты, химические концентраты и соединения, пастообразные и маслянистые продукты. Продукцию в жидком виде также чаще всего перевозят в стальных цистернах (марки AISI 316L или INOX), но могут применяться также и алюминиевые цистерны. 

Цистерны из нержавеющей стали имеют много общего с алюминиевыми цистернами-полуприцепами. К примеру, оба типа емкостей оснащаются загрузочно-разгрузочными горловинами и компрессорами, ускоряющими процесс погрузки/разгрузки. 

В зависимости от конкретного типа груза, в некоторых случаях может использоваться как алюминиевая, так и стальная цистерна. К примеру, при перевозке опасных химикатов (холодные концентрированные серные или азотные кислоты) все чаще задействуются именно алюминиевые цистерны, так как этот материал не вступает в химическую реакцию с грузом.