Правила перевозки сыпучих грузов

В настоящее время перевозка сыпучих грузов является популярной услугой в строительстве, сельском хозяйстве и других отраслях. Это достаточно сложный процесс, который включает в себя основные этапы: выбор транспорта (автомобильный, морской, ж/д), разработка маршрута, погрузка и разгрузка. Все эти действия должны учитывать действующие нормы и правила перевозки сыпучих грузов, обозначенные в соответствующих нормативных документах. Даже незначительные на первый взгляд нарушения правил перевозки сыпучих грузов могут привести к штрафам для всех участников процесса и возникновению опасных ситуаций на дорогах, поэтому так важно их знать и строго соблюдать.

Основные правила перевозки сыпучих грузов

Правила перевозки сыпучих грузов автомобильным транспортом по дорогам общего пользования описаны в следующих документах: 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», правилами из «Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (утверждены Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, с изменениями от 21.05.2007) и постановлении Правительства РФ № 272 от 15.04.2011 года. Рассмотрим ключевые моменты этих нормативных актов.

Требования к транспорту

Характер, класс опасности и условия хранения сыпучих грузов ставит перед используемым автомобильным транспортом особые задачи, поэтому для перевозки подойдут далеко не все транспортные средства:

  • Автотранспортное средство должно максимально соответствовать типу перевозимого сырья (самосвалы, тягачи-контейнеровозы, цистерны, кормовозы, зерновозы, прицеп и т. п.)
  • ТС должно быть максимально подготовлено и оборудовано для процессов погрузки и разгрузки материала определенного типа;
  • Кузов ТС должен быть достаточно герметичен.

Правила погрузки сыпучих грузов

  • погрузка сыпучих грузов должна осуществляться с использованием специализированной техники;
  • погрузка производится на высоте не менее 1 метра над дном кузова транспортного средства;
  • во время погрузочных работ водитель не должен находиться в кабине загружаемого ТС, а управляющий загружающей спецтехникой специалист обязан избегать нахождения ковша с сыпучим материалом над кабиной загружаемого ТС;
  • весь объем загруженного сыпучего груза необходимо равномерно распределить и уплотнить по всей площади кузова транспортного средства
  • высота загрузки перевозимого сырья не должна превышать пределы уровня высоты борта кузова ТС.

Необходимая документация

При себе водитель транспортного средства обязательно должен иметь следующую сопроводительную документацию:

  • договор на перевозку сыпучего груза
  • товарно-транспортная накладная
  • путевой лист
  • письменные подтверждения с мест погрузки и разгрузки
  • разрешительная документация на транспортировку опасных грузов для ТС и водителя (если перевозимое сырье является опасным)

и другие документы, требующиеся для совершения обычных грузоперевозок.

Правила транспортировки

  • доставка грузов сыпучей консистенции должна осуществляться в закрытом кузове (полог из брезента или другого плотного материала) для защиты от образования пылевого облака, предотвращения попадания частиц материала на дорожное покрытие и соседние автомобили;
  • для транспортировки создается оптимальный маршрут следования ТС по самому кратчайшему пути, учитывая удобство дорог;
  • вес перевозимого материала не должен превышать максимальную грузоподъемность автотранспорта, осуществляющего доставку;
  • транспортировка насыпного материала в контейнерах без тары строго запрещена;
  • маршрут следования ТС должен проходить только по тем трассам, на которых разрешен проезд грузового автотранспорта соответствующего типа;
  • при перевозке сыпучих грузов необходимо строго соблюдать все правила ПДД и придерживаться рекомендуемого скоростного режима;
  • недопустимо транспортировать разные типы сырья в одном кузове;
  • при транспортировке опасных материалов, транспортное средство должно маркироваться соответствующими знаками;
  • водитель ТС должен иметь допуск к перевозкам такого вида сырья и соответствующую подготовку;
  • транспортировка материалов сыпучей консистенции регистрируется одной накладной с указанием категории «Перевозка груза навалом».

Контроль объема транспортируемого материала осуществляется путем взвешивания в точках погрузки и выгрузки и фиксируется в соответствующих документах.

Потеря сыпучих грузов при перевозке

Основными причинами потери части сыпучих грузов при перевозке становятся:

  • любое нарушение герметичности цистерн, кузовов, контейнеров (зазоры в конструкции, неплотности, механические повреждения и т. п.);
  • ошибки в выборе тары для перевозки сыпучего груза;
  • выдувание легких и мелких частиц материала воздушным потоком, образующимся вокруг транспортного средства в результате его движения;
  • нарушение рекомендованного скоростного режима;
  • резкие маневры транспортного средства исходя из ситуации на дороге;
  • неприкрытый сыпучий груз;
  • нарушения нормы заполнения тары сыпучим грузом в процессе погрузки;
  • ошибки в эксплуатации спецтехники;
  • хищения;
  • слишком большая протяженность и длительность маршрута транспортировки.

Естественными потерями считается снижение массы или объема сыпучего груза из-за его физико-химических свойств (при условии соблюдения правил транспортировки и хранения).

Процент допустимых и естественных потерь, устанавливаемый с учетом региона, погодных условий, возможных агрегатных состояний материала фиксируется в договоре доставки.

Максимально минимизировать объемы потерь сыпучих грузов становится возможным при четком соблюдении всех правил, норм и требований перевозки.

Заключение

Перевозка сыпучих грузов является достаточно сложным процессом, требующим тщательной подготовки, пристального контроля и соблюдения всех правил в течение поездки. Именно поэтому стоит доверить выполнение этой задачи опытным и квалифицированным специалистам.

Транспортная компания «Русь» более десяти лет осуществляет грузоперевозки сыпучих грузов автомобильным транспортом и предлагает выгодные условия сотрудничества. Обратившись к нам, вы можете быть уверены в качественном и профессиональном выполнении услуг транспортировки.