Разгрузка цементовозов

Процесс разгрузки цементовозов неразумно рассматривать в отдельности от погрузки, потому ниже будут описаны оба технологических процесса.

Цемент перевозится в тарной упаковке и навалом. В первом случае используются стандартные тентованные грузовые машины, во втором специализированная техника, сконструированная для работы в комплексе с цементными терминалами и оснащенная оборудованием для эффективной погрузки и выгрузки продукта. Перевозка цемента навалом имеет преимущество за счет более высокой рентабельности, однако, в ряде случаев, обстоятельства или требования заказчика заставляют прибегать к тарной перевозке.

Автомобили-цементовозы, как правило, представляют собой пару: тягач и цистерну на полуприцепе. В дополнение к такой паре может использоваться цистерна на прицепе. В зависимости от конфигурации цистерны делятся на три вида. На сегодня, это: цилиндрические, V-образные и «миллениум».

Цилиндрические цистерны, в соответствии с названием, представляют собой цилиндрическую емкость, расположенную горизонтально на автомобильном шасси. В верхней части емкости расположен один или несколько загрузочных люков, в нижней задней части расположен разгрузочный люк. Выгрузка цемента может производиться разными способами, в зависимости от конструктивных особенностей конкретной техники:

  • Гравитационный способ с использованием гидравлического подъемника. В этом варианте загрузка и выгрузка производится самосвалом. Для более эффективного удаления цемента из объема цистерны и избегания «слеживания» используются механические вибраторы. Время выгрузки от полутора до двух минут с учетом подъема-спуска гидравлического устройства. Недостатками такого способа являются повышенной пыление при погрузке, высокий процент остатка после выгрузки с потребностью его удаления ручным способом, невозможность использования прицепа. К достоинствам можно отнести сравнительно невысокую стоимость цементовоза;
  • Механический способ выгрузки с использованием шнеков, расположенных в нижней части автоцистерны. Недостатки такого способа — высокое пыление при выгрузке, оседание цемента на шнеках, износ шнеков, потребность в их ремонте, как следствие. Невозможно использовать прицеп.

Для цементовозов с цилиндрическими цистернами используются автомобили с повышенной грузоподъемностью.

Для повышения автоматизации и технологичности процессов перевозки и выгрузки-погрузки используют цистерны сложных форм — V-образные и «миллениум». Внешне, они похожи, но «миллениум» имеют более сложную геометрию. Внутри емкости оборудованы специальными откосами и аэролотками.

В цементовозах такого типа используется пневматический способ как погрузки, так и выгрузки.

В терминалах механизированной погрузки цистерн-цементовозов внутри емкости создается вакуумное разряжение. Компрессор работает за счет отбора мощности от двигателя автомобиля-тягача. После достижения вакуума заборное устройство погружается в цемент и открывается кран подачи порошковой массы. Разностью давлений обеспечивается движение цемента и заполнение объема цистерны. При достижение заданного уровня загрузки срабатывает сигнализатор и процесс останавливается.

Выгрузка цемента процесс обратный. Нагнетается давление до двух атмосфер внутрь цистерны, используя то же компрессор. Внутри емкости установлен манометр, показания которого контролируются из кабины водителя. По пневможелобу внутри цистерны цемент подается к гибкому трубопроводу. Выходное отверстие трубопровода устанавливается в непосредственное место выгрузки. Производительность выгрузки порядка одной тонны в минуту. Подача цемента по горизонтали до пятидесяти метров, в высоту до двадцати метров.

Пневматический способ загрузки-выгрузки цементовозов эффективен, удобен и экологичен, применяется более широко, несмотря на сложность оборудования и повышенную стоимость спецтехники.