Правила перевозки сыпучих грузов
В настоящее время перевозка сыпучих грузов является популярной услугой в строительстве, сельском хозяйстве и других отраслях. Это достаточно сложный процесс, который включает в себя основные этапы: выбор транспорта (автомобильный, морской, ж/д), разработка маршрута, погрузка и разгрузка. Все эти действия должны учитывать действующие нормы и правила перевозки сыпучих грузов, обозначенные в соответствующих нормативных документах. Даже незначительные на первый взгляд нарушения правил перевозки сыпучих грузов могут привести к штрафам для всех участников процесса и возникновению опасных ситуаций на дорогах, поэтому так важно их знать и строго соблюдать.
Основные правила перевозки сыпучих грузов
Правила перевозки сыпучих грузов автомобильным транспортом по дорогам общего пользования описаны в следующих документах: 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», правилами из «Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (утверждены Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, с изменениями от 21.05.2007) и постановлении Правительства РФ № 272 от 15.04.2011 года. Рассмотрим ключевые моменты этих нормативных актов.
Требования к транспорту
Характер, класс опасности и условия хранения сыпучих грузов ставит перед используемым автомобильным транспортом особые задачи, поэтому для перевозки подойдут далеко не все транспортные средства:
-
Автотранспортное средство должно максимально соответствовать типу перевозимого сырья (самосвалы, тягачи-контейнеровозы, цистерны, кормовозы, зерновозы, прицеп и т. п.)
-
ТС должно быть максимально подготовлено и оборудовано для процессов погрузки и разгрузки материала определенного типа;
-
Кузов ТС должен быть достаточно герметичен.
Правила погрузки сыпучих грузов
-
погрузка сыпучих грузов должна осуществляться с использованием специализированной техники;
-
погрузка производится на высоте не менее 1 метра над дном кузова транспортного средства;
-
во время погрузочных работ водитель не должен находиться в кабине загружаемого ТС, а управляющий загружающей спецтехникой специалист обязан избегать нахождения ковша с сыпучим материалом над кабиной загружаемого ТС;
-
весь объем загруженного сыпучего груза необходимо равномерно распределить и уплотнить по всей площади кузова транспортного средства
-
высота загрузки перевозимого сырья не должна превышать пределы уровня высоты борта кузова ТС.
Необходимая документация
При себе водитель транспортного средства обязательно должен иметь следующую сопроводительную документацию:
-
договор на перевозку сыпучего груза
-
товарно-транспортная накладная
-
путевой лист
-
письменные подтверждения с мест погрузки и разгрузки
-
разрешительная документация на транспортировку опасных грузов для ТС и водителя (если перевозимое сырье является опасным)
и другие документы, требующиеся для совершения обычных грузоперевозок.
Правила транспортировки
-
доставка грузов сыпучей консистенции должна осуществляться в закрытом кузове (полог из брезента или другого плотного материала) для защиты от образования пылевого облака, предотвращения попадания частиц материала на дорожное покрытие и соседние автомобили;
-
для транспортировки создается оптимальный маршрут следования ТС по самому кратчайшему пути, учитывая удобство дорог;
-
вес перевозимого материала не должен превышать максимальную грузоподъемность автотранспорта, осуществляющего доставку;
-
транспортировка насыпного материала в контейнерах без тары строго запрещена;
-
маршрут следования ТС должен проходить только по тем трассам, на которых разрешен проезд грузового автотранспорта соответствующего типа;
-
при перевозке сыпучих грузов необходимо строго соблюдать все правила ПДД и придерживаться рекомендуемого скоростного режима;
-
недопустимо транспортировать разные типы сырья в одном кузове;
-
при транспортировке опасных материалов, транспортное средство должно маркироваться соответствующими знаками;
-
водитель ТС должен иметь допуск к перевозкам такого вида сырья и соответствующую подготовку;
-
транспортировка материалов сыпучей консистенции регистрируется одной накладной с указанием категории «Перевозка груза навалом».
Контроль объема транспортируемого материала осуществляется путем взвешивания в точках погрузки и выгрузки и фиксируется в соответствующих документах.
Потеря сыпучих грузов при перевозке
Основными причинами потери части сыпучих грузов при перевозке становятся:
-
любое нарушение герметичности цистерн, кузовов, контейнеров (зазоры в конструкции, неплотности, механические повреждения и т. п.);
-
ошибки в выборе тары для перевозки сыпучего груза;
-
выдувание легких и мелких частиц материала воздушным потоком, образующимся вокруг транспортного средства в результате его движения;
-
нарушение рекомендованного скоростного режима;
-
резкие маневры транспортного средства исходя из ситуации на дороге;
-
неприкрытый сыпучий груз;
-
нарушения нормы заполнения тары сыпучим грузом в процессе погрузки;
-
ошибки в эксплуатации спецтехники;
-
хищения;
-
слишком большая протяженность и длительность маршрута транспортировки.
Естественными потерями считается снижение массы или объема сыпучего груза из-за его физико-химических свойств (при условии соблюдения правил транспортировки и хранения).
Процент допустимых и естественных потерь, устанавливаемый с учетом региона, погодных условий, возможных агрегатных состояний материала фиксируется в договоре доставки.
Максимально минимизировать объемы потерь сыпучих грузов становится возможным при четком соблюдении всех правил, норм и требований перевозки.
Заключение
Перевозка сыпучих грузов является достаточно сложным процессом, требующим тщательной подготовки, пристального контроля и соблюдения всех правил в течение поездки. Именно поэтому стоит доверить выполнение этой задачи опытным и квалифицированным специалистам.
Транспортная компания «Русь» более десяти лет осуществляет грузоперевозки сыпучих грузов автомобильным транспортом и предлагает выгодные условия сотрудничества. Обратившись к нам, вы можете быть уверены в качественном и профессиональном выполнении услуг транспортировки.