Перевозка сыпучих материалов

Затраты на логистику в нашей стране, оценочно, составляют 20%, в Евросоюзе 13,6%. Эти цифры напрямую отражаются на цене продукта для конечного пользователя. Объем перевозок навалочных грузов составляет порядка 50% от общего количества. В интересах грузоотправителя выбрать наименее затратный способ транспортировки.

Компании, для которых доставка сыпучих материалов — специализация, заинтересованы в выборе клиентами именно их услуг доставки.

Сыпучие материалы представляют собой сплошную среду из массива макроскопических частиц, обладающих типовыми физическими свойствами. Реакция механического воздействия на такую среду известна и описана, имеет различные значения, в зависимости от характера материала. Примерами сыпучих материалов могут быть: песок, керамзит, гравий, щебень, минеральные удобрения, мука, цемент, сахарный сырец, руда, уголь и подобные, что, обобщительно, называют сыпучие грузы.

Средства доставки сыпучих материалов подразделяются на технику транспортирования и технику транспортировки. Не вдаваясь в подробности, к первой относятся грузовые средства в пределах предприятия (транспортеры, подъемники, автопогрузчики, подъемные краны), ко второй, предназначенные для передвижения сыпучих материалов между производствами, т. е. водный, железнодорожный и автомобильный транспорт.
Перевозка сыпучих материалов транспортом имеет специфические особенности, регламентирована Государственными стандартами, правилами техники безопасности, требует использования профильной техники и оборудования.

Доставка сыпучих материалов различными видами транспорта и их особенности

Водный транспорт (морской и речной)

С доисторических времен этот вид транспорта самый дешевый, в силу значительных объемов трюмов грузовых судов. Перевозка сыпучих материалов по воде осуществляется специализированными судами — балкерами. Они особенно эффективны для перевозки горных пород поскольку логистическая схема предусматривает швартовку судна в непосредственной близости от карьеров проведения взрывных работ. Развитая инфраструктура водных путей (порты, каналы, реки, шлюзы) делает морские и речные перевозки самыми рентабельными, в сравнении с другими видами транспорта. Видимая тихоходность с лихвой перекрывается вместимостью и грузоподъемностью для получения высокой экономичности.

Железнодорожный транспорт

Перевозка сыпучих материалов железной дорогой традиционна и хорошо налажена. Обладая обширным парком специализированных вагонов, таких как «думпкары» и «вагоны-хопперы», РЖД активно предлагает свои услуги.

Для обслуживания спецвагонов требуются соответствующие терминалы в местах проведения грузовых операций. Это, несколько, ограничивает круг заказчиков, который вынужден прибегать к услугам автоперевозчика дополнительно.

Автомобильный транспорт

Автотранспорт, осуществляющий перевозку сыпучих материалов, преимущественно, специализированный и «заточен» под конкретные цели. Существуют цементовозы, бетоновозы, муковозы, сахаровозы, картофелевозы и прочие. Доставка сыпучих строительных материалов автотранспортом занимает особое место. Количество спецтехники задействованной в строительстве значительно превышает количество иной, вместе взятой.

В условиях неуклонного развития и распространения автомобильной спецтехники грузопоток навалочных грузов стремительно перетекает от железной дороги к автоперевозчику. Причины:

  • Взвинчивание РЖД тарифов на свои услуги.
  • Невозможность доставки железной дорогой материалов в пункты, необорудованные терминалами.
  • Заорганизованность оформления сопроводительных документов железной дорогой (как правило, 4–5 дней до начала транспортировки).
  • Возможность исполнения заказа «от двери до двери» автотранспортной доставкой.
  • Меньшая цена при перевозке «на плече» до 3000 км.
  • Высокая скорость доставки груза с возможностью согласования разгрузки с графиком работы грузополучателя.
  • Возможность оперативной корректировки адреса доставки в процессе перевозки.

К недостаткам доставки сыпучих материалов автотранспортом можно отнести:

  • Ограничение массы груза грузоподъемностью одной автомашины для разовой поездки.
  • Отсутствие автодороги в местах погрузки/выгрузки.
  • Сезонные ограничения для проезда по дорогам тяжелого автотранспорта.
  • Работа автотранспорта наиболее зависима от сложных климатических условий нашей страны. Например, в отдаленные районы Севера доставка по автодороге возможна только по «зимнику».

В основной массе, строительные сыпучие материалы транспортируются самосвалами, но, в зависимости от характера груза, используются бортовые автомобили, контейнеровозы или специальные цистерны. Например, для перевозки цемента используются цементовозы.

При перевозке сыпучих материалов в открытых кузовах бортовых автомашин и самосвалов правила транспортировки требуют исключения возможности высыпания груза при движении по требованию нормативного документа «Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом». Уровень поверхности навалочного материала должен быть ниже уровня бортов подвижного состава. Если груз способен пылить, кузов должен быть надежно зачехлен.

Максимальные риски потерь сыпучих материалов имеют место на стадиях разгрузки, погрузки, перевалки. При повышенных требованиях к сохранности, целесообразно использование контейнеров, во избежание потерь.

Для получения качественных услуг по перевозке сыпучих материалов обращайтесь в нашу компанию.