Бетонирование конструкций с использованием автобетононасосов и автобетоносмесителей

Автобетононасосы CIFAВ настоящее время, применение бетононасосов и бетоносмесителей на базе мобильной автотехники для проведения работ по бетоноукладке — самый скоростной, рентабельный, практически, всепогодный, удобный и экологически чистый метод.

Автобетононасосы и автобетоносмесители это высокотехнолигичная и достаточно дорогая спецтехника, требующая квалифицированного операторского персонала, потому аренда автобетононасосов и миксеров в подавляющем числе случаев предпочтительна ее приобретению. Выполнением работ с соблюдением организационных требований, согласно СНиП, занимаются специализированные предприятия, располагающие автопарком спецтехники.

Подготовка проекта производства работ

При планировании работ по бетоноукладке для ритмичной подачи бетонной смеси рассчитывается нужное количество автобетоносмесителей на бетононасос с целью избегания простоя техники как поставляющей бетон, так и заливающей. Исходными данными для расчета являются: объем работ, временные требования, отдаленность поставщика бетона от места строительства, конкретных условий объекта.

Проект производства работ составляется на базе технической документации в соответствии с требованиями строительных норм и правил 12-01-204 и 3-0301-87.

Устанавливается персональная ответственность лиц ответственных за производство работ приказом по организации.

Строительная организация обеспечивает:

  • Условия работы автотехники в соответствии с запланированной производительностью, в единицу времени.
  • Формирование бригады специалистов для подготовки рабочей площадки автобетононасоса в комплексе с бетоносмесителями, монтажа, демонтажа, промывки бетоноводов, приведение техники в транспортное положение и обеспечения всего комплекса работ, связанных с процессом. Разрабатывает временной график работ членов бригады.
  • Соблюдение техники безопасности и охраны труда на объекте.
  • Оформление документации, в соответствии с договором на поставку бетонной смеси с заводов-производителей.
  • Мероприятия по перенаправлению бетоноукладчика в иные емкости в случаях непредвиденных препятствий заливки на основном объекте.
  • Исполнение конструктива опалубки с необходимой арматурой и конструкциями с проверкой правильности установки и герметичности, подписанным актом приема-передачи в установленной форме.
  • Организацию строительной площадки со средствами пожаротушения, сигнализации, звуковой и сигнальной связи между оператором и бетонщиками, с установкой необходимых ограждений и предостерегающих надписей.
  • Изготовление стационарного бетоновода, в случае потребности.
  • Подачу воды к месту промывки бетоновода и слив отходов в соответствии с требованием природоохранного законодательства.
  • Горизонтальную ровную площадку зоны работы бетононасоса, согласно чертежу.
  • Подготовку к работе сопутствующих механизмов, приспособлений и устройств, предусмотренных технологией.

Типовые характеристики автобетоносмесителей и автобетононасосов

Бетоносмесители обладают характеристиками, сведенными в каталог «Автобетононасосы и автобетоносмесители». Самые общие и обязательные показатели: емкость смесительного барабана, полезная грузоподъемность бетонной смеси, интервал времени перемешивания до готовности смеси, производительность выгрузки бетонной смеси, предельные высоты загрузки и выгрузки, типа автомобиля-базы, полная масса бетоносмесителя в комплекте с автомобилем, габариты автобетоносмесителя в транспортном положении.
Для автобетононасосов основными показателями являются: производительность бетононасоса на выходе распределительного бетоновода, максимальное давление нагнетания смеси, тип качающего устройства (роторно-шланговое или поршневое), тип стрелы бетоновода и количество ее секций, максимальная высота, дальность и глубина подачи бетонной смеси, габариты и масса автомобиля в транспортном состоянии, модель автомобиля-базы.

Переведение автобетононасоса из транспортного в рабочее состояние

  • Определяются и оформляются в схему места размещения и перемещения автобетононасоса по строительной площадке. Главный принцип исполнения схемы — минимальное количество стоянок при максимальной зоне подачи бетонной смеси.
  • Строятся горизонтальные бетонные площадки на путях передвижения автомобиля с использованием бетонных плит, устанавливаются защитные ограждения в соответствии с проектом производства работ, позволяющие производить подъезд и маневрирование.
  • Автобетононасос размещается на площадке с надежной фиксацией при помощи выдвижных опор.
  • В случаях перемещения автомобиль должен приводиться в транспортное положение.

Схематичное изображение автобетононасоса в рабочем состоянии

Схема автобетононасоса в рабочем состоянии

Перед включением в непосредственную работу производится тестовая проверка работоспособности.

Доставка бетона с предприятий-изготовителей

Доставка бетонной смеси к месту проведения работ производится только автобетоносмесителями. Срок доставки не может превышать двух часов, потому фактическое время устанавливается практическим замером временного интервала с оформлением акта.

Загрузочный барабан бетоносмесителя и лотки промываются водой после каждой отгрузки в специально отведенных местах, выполненных с соблюдением природоохранного законодательства.

Через каждые 120 машинных часов смесительный барабан подвергается ревизии на предмет налипания затвердевшего бетона на стенки и лопасти, механических износов и прочее. В случае обнаружения несоответствий, производится очистка или ремонт.

Особенности бетонных смесей, допускаемых к транспортировке автомиксерами и перекачке бетоноводами

Однородность бетонной смеси, гранулометрический состав, пластичность, время схватывания и прочие характеристики выявляются эмпирическим путем, в зависимости от желаемых свойств готового бетона и конкретных условий строительства.

Однако, существуют общие принципы формирования рецептов бетонных смесей для автоматической бетоноукладки. В частности, желательно: применение цементов с нормальным или замедленными сроками схватывания, использование гравия фракции не более двадцати миллиметров в качестве заполнителя, низкий процент (до пяти, желательно) пылевидного песка (крупностью ниже 0,15 мм). Соблюдение таких рекомендаций повышает бетоноукладываемость, улучшает абсорбирующие качества бетона (поглощение влаги из внешней среды), транспортабельность и удобоперекачиваемость.

Порядок проведения работ автобетононасосом

  • После занятия площадки спецтехника устанавливается на выносные опоры, раздвигается стрела и подсоединяется бетоновод.
  • На стенки бетоновода наносится смазка из смеси цемента с песком в пропорции один к двум. Толщина слоя смазки два-пять миллиметров, в зависимости от длины бетоновода.
  • По прибытии первого бетоновоза следует проверить качество продукта. В случае отклонения от заявленного требуется немедленно уведомить завод-изготовитель.
    В партию бетонной смеси доставленной первым бетоносмесителем следует добавить десять процентов цемента для повышения пластичности смеси.
  • Во избежание попадания инородных предметов, приемный бункер бетононасоса следует преградить откидной вибраторной решеткой с частотой колебаний 2800 циклов в минуту.
  • После запуска бетононасоса следует обеспечить постоянное заполнение приемной воронки во избежание попадания воздуха в бетоновод и образования воздушных пробок.
  • Следует обеспечить непрерывную работу бетононасоса в течение всей рабочей смены. Вынужденные остановки допускаются, но лишь в аварийных случаях, для восстановления работоспособности и на период не более пятнадцати-двадцати минут.
  • При выборе высоты подъема бетоновода в месте укладки следует руководствоваться требованиями строительных норм.
  • Перебои в передаче рабочей смеси по бетоноводу являются следствием образования в нем воздушных или густотных пробок. Причинами их появления могут быть:
    • Низкая удобоперекачиваемость из-за ошибок в рецептуре бетонной смеси или нарушении технологии изготовления.
    • Вмятины и дефекты на внутренней поверхности бетоновода.
    • Некачественная промывка системы после завершения предыдущих работ.
    • Неверный выбор цемента по времени схватывания.
    • Концентрация воды на отдельных участках бетоновода вследствие его перегибов, провисов, заломов.
    • Высокий нагрев бетоновода от погодных условий.
  • Существуют практически наработанные методы и рекомендации выявления пробок и способы их устранения. Оперативным методом избавления от пробок является реверсивное переключение бетоновода.
  • Современные бетоноукладчики снабжены инструментами дистанционного управления, существенно упрощающими работу машиниста в части его расположения непосредственно в месте укладки. Использование ПДУ и удобно, и целесообразно.
  • По завершению работ следует в кратчайшие сроки промыть бетоновод, бетононасос, приемную воронку и любые устройства, загрязненные бетоном водой под высоким давлением.
  • После завершения моечных работ автобетононасос приводится в транспортное состояние, только после этого возможно перемещение на иную производственную площадку или покидание строительного объекта.

Особенности бетоноукладки в условиях минусовых температур

Практика указывает на допустимость использования той же спецтехники, что и летом при минусовых температурах до пятнадцати градусов, при обязательной очистке от снега, наледи и грязи после каждой производственной операции.

При более низких температурах требуется исполнение комплекса мероприятий по утеплению конструкций и агрегатов автотехники, применение соответствующих топлив, масел, рабочих жидкостей и прочее. Мероприятия разрабатываются и исполняются предприятием-владельцем на основе рекомендаций конкретного автопроизводителя.

Бетонная смесь отпускается заводом в подогретом состоянии до температур в пределах плюс 10–40 градусов с использованием химдобавок, в необходимых случаях.

На стройплощадках оборудуются ветрозащищенные площадки перегрузки, приемный бункер бетононасоса защищают от природных осадков, подводится теплая вода для промывки элементов автобетононасоса, требующих такой операции.

Меры производственной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при проведении бетоноукладочных работ специализированной автотехникой

Современная автотехника бетоноукладки отвечает комплексу европейских и отечественных требований защиты человека и природы от угроз и негативных воздействий, при соблюдении правил ее эксплуатации и технологии производственного процесса.

Основные требования регламентируются документом «Строительные нормы и правила», разделом «Безопасность труда в строительстве».

Кроме того, автотехника эксплуатируется в соответствии с правилами дорожного движения, согласно которых каждая машина должна быть снабжена инвентарем и предупредительными знаками, в соответствии со своей спецификой, иметь автоаптечку для оказания первой помощи пострадавшему и огнетушитель.

Кроме этого, на каждом предприятия разрабатываются, утверждаются и выдаются для ознакомления под роспись правила техники безопасности и охраны труда, соответствующие специфике работы конкретного предприятия.

Эксплуатация бетононасосов и бетоносмесителей должны вестись в строгом соответствии с проектом производства работ (ППР).