Бетонные дороги

Качество автомобильных дорог традиционно подвергается критике в нашей стране. Каждую весну проблема усугубляется опасностью попадания в ямы и трещины с непредсказуемыми последствиями. Начинаются ремонтные работы по «латанию», бесконечные и малоэффективные.

Попытки перейти на новый уровень качества

В целях совершенствования автотранспортной инфраструктуры на уровне правительства началась реализация всероссийского проекта «Безопасные качественные дороги», стартовавшего в 2019 году. Главная цель мероприятия — переход на новый качественный уровень в области дорожного обустройства, с применением современных технологий и передовых международных практик. Основной задачей проекта ставится переход на увеличение доли строительства бетонных дорог по отношению к традиционным асфальтовым.

К настоящему моменту в Российской Федерации процент магистралей с цементобетонным покрытием составляет порядка 2.5% на суммарном протяжении федеральных трасс. Для сравнения, этот показатель оценивается в США 65.3%, в КНР 63%. По экспертным оценкам, развитие сети бетонных дорог внесет весомое повышение качества автотранспортной инфраструктуры.

Аргументы в пользу широкого внедрения бетонных дорог

  • Цементобетонное покрытие некритично к стремительному температурному перепаду, не страдает от сверхнизких и сверхвысоких температур.
  • Дороги не требуют вывода из эксплуатации на просушку в весенний период.
  • Дорожное полотно высокоустойчиво к образованию колейности.
  • Хорошая экологичность. Бетон изготовляется из ископаемых природных минералов, не горюч и не выделяет токсинов при повышенных температурах среды.


Приведенные качества позволяют существенно повысить дорожный трафик, особенно для большегрузной техники. Отслужившее дорожное покрытие из бетона может быть запущено в безотходный цикл вторичной переработки. Кроме прочего, подсчитано, расходы топлива при эксплуатации дорог с цементобетонным покрытием снижаются на три-шесть процентов, что не только приносит экономию, но снижает нагрузку на экологическую обстановку.

Суммарный экономический эффект

При высоком сроке эксплуатации бетонные дороги не требуют крупных финансовых вложений на цели ремонта и эксплуатации. Для сравнения, асфальтовые дороги нуждаются в ежегодном ремонте. Раз в шесть лет асфальтовое полотно полностью срезается и заменяется новым. Высокие эксплуатационные характеристики бетонных трасс позволяют повысить срок эксплуатации автотранспорта.

Экономическая целесообразность

Допустимость эксплуатации бетонных трасс в течение тридцати лет с оптимальными вложениями на обслуживание дает возможность ощутимо сократить эксплуатационные расходы. Сравнивая издержки на содержание, дороги с асфальтным покрытием требуют ежегодного ремонта и не реже одного раза в шесть лет полной замены покрытия, цементобетонное исполнение не подразумевает значительных финансовых вложений.

Автодороги на основе бетона дадут возможность снизить финансовые издержки автоперевозчиков. Потребители получат возможность экономии на топливе и сокращении времени транспортировки. За счет качественных достоинств дорог возрастет период эксплуатации автомобилей, сократятся сроки грузооборота, повысится качество инфраструктуры и удобство автострад.

Автотранспортная безопасность

Высокие эксплуатационные и потребительские качества дорог с цементобетонным покрытием позволяют существенно повысить безопасность на дорогах. В частности, риски аквапланирования очевидно уменьшаются. Светоотражающие свойства покрытия позволяют увеличить обзорность в сложных метеоусловиях, сумерках и ночью. По итогам 2018 года, порядка 35 процентов аварийных случаев на автодорогах произошли по причине ненадлежащего эксплуатационного состояния дорожного покрытия.

Усилия по развитию дорог современного качества в России развиваются, однако очевидно пробуксовывают, несмотря на принятие правительством нужных постановлений. На практике реализация проектов широкого внедрения пока не имеет.